Прежде чем воспитывать волю, давайте разберемся, а что же это такое…
Воля – это качество, которое помогает человеку не делать того, что порой так хочется сделать, и наоборот, преодолевая лень и нежелание, направлять усилия на то, что принесёт положительный результат.
По мнению Роберта Сапольски – нейробиолога из Стэнфорда – сила воли является биологическим инстинктом, который защищает человека от него самого и его сиюминутных желаний.
В каждом ребенке заложена сила воли. И её можно развивать. И это точно сделает человека успешнее, организованнее и счастливее!
Воспитание силы воли. А когда начинать?
Ответ прост: чем раньше, тем лучше. Взрослые могут помочь малышу в этом процессе, создавая условия для развития силы воли.
Например, вместо того чтобы «бегом» удовлетворять все капризы чада, родители могут научить его ждать и терпеть – это то поможет ему контролировать эмоции и желания, что в будущем облегчит процесс воспитания силы воли.
С малых лет ребенок должен знать слово «нет»: нужно устанавливать границы, требовать их исполнения и выдерживать сопротивление чада. Запреты помогут понять, что не всегда можно делать то, что хочется, научат спокойно реагировать на отказы, справляться со своими эмоциональными реакциями.
Детям в возрасте 4-7 лет нужно показывать причинно-следственные связи событий. Например, медвежонку не хотелось чистить зубы, он этого и не делал, пока не заболел зуб, и тогда мишка в полной мере прочувствовал «последствия».
Хорошо бы вовлекать дошкольника в сюжетные игры с установленными правилами.
Важно! Дети до 6-7 лет практически не могут себя контролировать и остро нуждаются в помощи взрослых – нужно регулярно их контролировать, спокойно, но твердо объяснять, что надо делать не только то, что хочешь.
Кроме того, важно создать для ребёнка здоровую среду, которая будет способствовать развитию силы воли. Это означает, что ребёнок должен иметь возможность общаться со сверстниками, заниматься спортом и творчеством, а также получать достаточно внимания и поддержки от родителей.
С возрастом нужно увеличивать нагрузки. С малышом опасно «пережать», а с подростком – «не дожать».
Советы родителям: как воспитать в ребенке волю
Сначала удовлетворяем физические потребности. Прежде чем «браться за ежовые рукавицы» и воспитывать волю и дисциплину, нужно позаботиться о хорошей физической форме, о самочувствии и психологическом состоянии ребенка. Необходимо продумать расписание, в котором будет место для сна, отдыха, игр.
Если ребенок пребывает в хроническом стрессе из-за семейных неурядиц или неприятностей в школе, то сначала надо решить эти проблемы, восстановить гармонию, а потом уже подумать о прокачке воли.
Сложно заставить заниматься спортом усталое тело, то же самое и с мозгом – усталая психика не может напрягаться.
Соблюдаем режим и распорядок дня. Это поможет ребёнку привыкнуть к определённому ритму жизни и научиться управлять своими действиями. Режим поможет воспитывать в нем дисциплину и понимание, что некоторые вещи необходимо делать «через не хочу». Например, чистить зубы и вовремя ложиться спать.
Ставим цели и помогаем поверить в себя. Важно научить ребёнка ставить перед собой цели и достигать их. Родители могут помогать, предлагая простые задания и поощряя их выполнение.
Цель должна быть реальная и достижимая. Продумайте вместе, какие шаги нужно предпринять. Обязательно отметьте достижения ребенка. Со временем можно усложнять задачу и ставить временные ограничения. Покажите ребенку наглядно, что он может быть победителем!
Выполняем мыслительные упражнения. При воспитании воли на помощь придут и несложные мыслительные упражнения, направленные на улучшение работы мозга, которыми могут заниматься дети с раннего возраста. Этот подход называется майндфулнесс или «управление вниманием».
Самое простое упражнение – фокусировка на своем дыхании. Заведите ребенку «дыхательного друга» в виде небольшой мягкой игрушки. Положите этого друга ему на живот и предложите сделать глубокий вдох с поднятием живота, а затем сделать медленный выдох, чтобы вместе животом поднималась и опускалась игрушка. Задача – в течение какого-то времени концентрироваться только на дыхании, контролировать его.
Знакомим ребенка с неудачами и ошибками. Ребенку необходим опыт неудач и разочарований, который он приобретает, когда не может получить желаемое. Уровень неудовлетворенности должен соответствовать его возрасту.
Научите ребенка, что ошибки – это нормально. Без них невозможно достичь цели. Главное – сделать правильные выводы и скорректировать свое поведение.
Побуждаем к преодолению сложностей. Рассказывайте ребенку о том, что за желанием – «хочу» – всегда следует «надо»: чтобы получить результат, нужно потрудиться.
Ежедневно ребенок должен выполнять посильные задания, и только после этого получать вознаграждение – похвалите его, скажите, что гордитесь, ведь он смог «сделать это!»
Разбиваем большие цели на задачи. Часто люди отказываются от своей мечты из-за боязни начинать новое дело или из-за постигших неудач. Практикуйте технику «делим слона на части». Например, если стоит сложная задача – убрать комнату, составьте план: в понедельник помыть окно, во вторник – разобрать на столе и в шкафу.
Иногда хвалим за усилия, а не за результат. Многие отличники так боятся утратить статус «победителя», что просто не берутся за выполнение незнакомых задач.
Хвалите ребенка за его старания и усердие, и он будет увереннее чувствовать себя при решении новых задач.
Подаём пример. Сейчас многие родители предпочитают купить вещь, а не приготовить или смастерить, и дети быстро усваивают это. В целях воспитания стоит больше делать что-либо своими руками и обязательно привлекать к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.
Источник: https://www.ya-roditel.ru/paren
|