Все дети любят мультфильмы, однако далеко не все мультики оказывают благотворное влияние на детскую психику.
Польза мультипликации
Трудно перечислить все достоинства и возможности хорошей мультипликации.
Герои мультфильмов демонстрируют детям способы взаимодействия с окружающим миром, грамотную речь, дают первоначальные представления о ценностях и нравственности. Причем важнейшие воспитательные задачи включаются в сюжет незаметно, а новые знания «поставляются» мелкими порциями, ненавязчиво и игриво.
С помощью правильно подобранных мультфильмов можно научить правилам поведения, общения, взаимодействия, расширить и углубить знания и даже скорректировать поведение. Мультфильмы вводят детей в мир науки и искусства, помогают путешествовать по миру, изучать языки, осваивать навыки самообслуживания, знакомят с профессиями.
Но… воспитательный и образовательный потенциал несут в себе только качественные мультфильмы.
Анимация советского времени может и не отличалась большой динамичностью, зато была комфортной для детской психики, знакомила с окружающим миром, учила дружбе, любви и всему прекрасному. К тому же телевидение транслировало мультфильмы не 24 часа в сутки, а несколько минут (до получаса), что не давало серьезной нагрузки на глаза детей.
Современная мультипликация поставлена на широкую ногу – выпускается множество мультфильмов, в том числе развивающих и образовательных, выполненных ярко и качественно. Многие мультипликационные фильмы имеют полезный воспитательный потенциал.
Вред мультфильмов
Мультфильмы могут негативно влиять на развитие детей, особенно в раннем возрасте. Они порой содержат недетские сцены: насилие, грубость, агрессия, драки, смерть, гонки, азартные игры. Некоторые отличаются низким уровнем речевой культуры, в каких–то – поведение и речь персонажей отличаются эмоциональной скудностью. Такие мультфильмы не только не несут ничего хорошего, но и опустошают.
Дети, проводящие длительное время у экранов, и так лишены живого общения, а если оно подменяется некачественным контентом, то воздействие на речевое и эмоциональное развитие будет негативным.
Вот некоторые возможные последствия:
агрессия: дети могут перенять агрессивное поведение, видя сцены насилия и жестокости;
девиантное повеление: нарушение персонажами общественных норм ведет к неправильной трактовке понятий «хорошо» и «плохо»;
опасность для жизни: дети могут усвоить опасные модели поведения, наблюдая за героями мультфильмов, которые совершают рискованные поступки;
отсутствие сострадания: постоянное наблюдение за агрессивными и жестокими сценами может привести к потере способности сочувствовать другим;
эгоизм: герои мультфильмов часто демонстрируют эгоистичное поведение, что может сформировать у детей неправильное представление о дружбе и отношениях.
Отдельного внимания заслуживают сюжеты мультфильмов: некоторые из них создают неверные образы для подражания – как известно, с героев берут пример.
Образ женщины стал лишен женственности и нежности.
На наших экранах:
капризные принцессы, которые не трудятся, но хотят иметь все;
мужеподобные воительницы, спасающие мир;
представители потустороннего мира (ведьмы, вампиры, мертвецы);
Мальчики представляются нам:
женоподобными существами;
накаченными героями, обладающими суперсилой;
героями, желания которых выполняют волшебные создания;
Некоторые герои наделены целым рядом противоречивых качеств. Таким образом разработчики пытаются сделать персонажей более реалистичными. Однако детям трудно выделить плохие и хорошие качества без помощи взрослых, и они копируют поведение персонажей, не понимая последствия поступков.
Для детей главный герой является положительным, поэтому его поведение воспринимается как верное. Стоит ли удивляться тому, что дети «считывают» с героев потребительское отношение к жизни, стремление к выгоде и богатству.
Важно контролировать время, проводимое детьми перед экраном, и выбирать мультфильмы с положительным влиянием на развитие ребёнка.
Как сделать мультипликацию безопасной
Организуйте совместный просмотр мультфильма. Так вы сможете проконтролировать сюжет истории, длительность просмотра и ответить на вопросы, интересующие ребенка. А если что-то в сюжете покажется опасным, то всегда можно найти предлог для окончания сеанса.
Если предварительный просмотр невозможен, то воспользуйтесь рекомендациями авторитетных систем. Список мультфильмов для каждого возраста есть в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Развлекательный контент, который попадает в поле зрения детей, должен быть познавательным и культурным.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) детям рекомендуется отводить на мультики до 30 минут в день. В младшем дошкольном (с 7 до 10 лет) — 30–50 минут. С 11 до 18 лет допустимы 1–3 часа в день.
Мультипликация – прекрасное изобретение прошлого века. Однако станет мультфильм другом или врагом вашему ребенку, зависит от вас, родители.
Источник: https://www.ya-roditel.ru/
|