Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепится в качестве стиля поведения в будущем.
Буллинг (bullying,от англ. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Буллингу дети могут подвергаться не только в школе, но и в социальных сетях, что гораздо сложнее пресечь.
Если ваш ребенок стал жертвой буллинга
Большинство детей стесняются признаться в том,
что над ними издеваются. Они могут никому об этом не
рассказывать. Если ваш ребенок все-таки пришел к вам
за помощью, отнеситесь к этому серьезно. Если ребенок
впервые попросил о помощи, но к нему не отнеслись
серьезно, второй раз он уже к вам не обратится.
Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?
Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.
Ваш ребенок: - не приводит домой кого-либо из одноклассников или
сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном
одиночестве.
Не имеет близких приятелей, с которыми проводят досуг (спорт,
компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону).
Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт.
По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти за занятия;
Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в образовательное учреждение или покончит жизнь самоубийством.
В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка (особую тревогу стоит проявлять в том случае, когда исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения – деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков).
Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, сумка находятся в
аварийном состоянии.
Выбирает нестандартную дорогу в образовательное учреждение.
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга
- прежде всего, понять истинную причину происшедшего с
ним;
- убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой
школьного буллинга;
- сообщить об этом учителю и школьному психологу;
- сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
- если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;
- при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
- в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;
- ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
- успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».
Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить
самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не
приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования.
Родители могут сыграть важную роль в предотвращении проявлений
буллинга.
Вот несколько советов об этом:
Учите детей решать проблемы конструктивно, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается.
Хвалите их, когда они хорошо себя ведут, это поможет им поднять
самооценку. Детям нужна уверенность в себе, чтобы они могли отстоять свою точку зрения.
Спросите у детей, как прошел их день в ОУ, внимательно выслушайте, что они говорят о своих одноклассниках и проблемах, об ОУ.
Серьезно отнеситесь к буллингу. Большинство детей стесняются
рассказывать, что их обижают. Возможно, у вас будет только один шанс на то, чтобы помочь ребенку.
Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребенка, даже если обидчиком является ваше чадо.
Призывайте ребенка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Никого не обижайте сами. Если детей обижают дома, они будут вымещать злость на других. Если ваш ребенок видит, что вы обижаете кого-то другого, насмехаетесь над ним или сплетничаете о ком-то, он будут поступать так же.
Будьте внимательны к своему ребенку, стремитесь к
доверительным отношениям с ним, поддерживайте его в трудных
ситуациях, обращайтесь за помощью к педагогам, психологам и
руководителям образовательной организации!
|