Специалистом по социальной работе ГБУ РК «Нижнегорский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» Антиповой И.Н. была проведена мероприятие по профилактике наркомании «Имя беды – наркомания» для учащимися посещающих оздоровительный лагерь при МБОУ «Косточковской СОШ».
Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков. Под профилактикой понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Нет никакой гарантии, что еще вчера скромный и вежливый ребёнок из благополучной семьи не превратится в наркомана или алкоголика. Профилактика наркомании у детей и подростков, как и других вредных привычек, сводится к личному примеру его родителей (законных представителей). То, что с ранних лет видит ребёнок и подросток, он считает нормой жизни. Как родители (законные представители) относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит общение и отмечание праздников – все это откладывается в сознании ребёнка и подростка, и формирует у него определенную модель поведения.
Причины употребления детьми и подростками наркотических средств и медикаментов:
Плохие друзья и их влияние. Опасно иметь друзей, которые дурно влияют.
Стресс. Мало того, что современный мир заставляет детей стремиться изо всех сил к успеху, подчас дополнительное бремя взваливают на них родители, предъявляя к ним завышенные требования. Отсутствие четких границ. Некоторые дети пристращаются к дурману просто потому, что родители их не воспитывают. У детей, несмотря на внешний протест, есть глубокая внутренняя потребность в том, чтобы взрослые четко устанавливали для них нормы поведения. Тогда они чувствуют себя спокойно и знают, что их любят и ценят. Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей (законных представителей) – противопоставить такому пагубному расслаблению, и объяснить ребёнку, подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни.
Формы работы с детьми и подростками:
- общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
- работа с детьми «группы риска»;
- беседы, лекции с детьми и подростками на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий;
- акции, мини-тренинги, тестирования, анкетирования, видеолекции и видеопрезентации;
- антинаркотическая пропаганда и пропаганда здорового образа жизни;
- обучение детей и подростков навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
- организация досуга детей, подростков, молодёжи.
Наркомания — это проблема, которая охватывает весь мир. Мы можем встретить наркомана везде: на улице, в подъезде, магазине, кино или даже у себя дома. Многие из нас считают, что это может случиться с кем угодно, но не с ним и его семьёй. А они ошибаются, ведь наркомания — это вирус, который поражает планету. Сегодня нет таких сил, организаций и технологий, которые могут удержать каждого человека от потребления наркотиков, тем более детей и подростков. Эту проблему можно решить, только опираясь на общественное сознание и воспитание у каждого члена общества осознанного понимания своего предназначения и той опасности, которой он подвергается, употребляя наркотики. Законы и запреты ничего не дадут без широкой и всеобъемлющей, постоянно действующей разъяснительно - воспитательной работы в обществе, коллективе, школе, семье и с каждым конкретным человеком.
Мероприятия по преодолению наркомании должны строиться в виде концепции, строящейся на социальной и психологической адаптации к реалиям жизни. Что должно включать научный и психологический анализ групп риска, склонности к аддиктивному поведению. Определяющий необходимость образовательных, профориентационных, социальных, дисциплинарно - организационных усилий по отношению к молодежи. Обеспечению её адекватной самооценкой и способам самореализации, подбора оптимальных психологических вариантов социальной адаптации, способствующих максимально возможной реализации потенциала личности на благо общества. Реализация подобной концепции требует последовательных интеграционных усилий всей социальной сферы, включая здравоохранение, с последующим психологическим мониторингом личности. Без наличия действующей комплексной, последовательной и обоснованной системы психологической и социальной адаптации наркомана, усилия по искоренению данной проблемы безуспешны.
Практически важным является вопрос выявления первопричин употребления наркотиков среди детей, подростков и молодёжи. Молодые люди начинают принимать (пробовать) наркотические вещества не из-за стремления получить эйфорический эффект, а под давлением референтной группы, в которой они находятся. Именно в этом возрасте, многие люди, которые отличаются повышенной конформностью, склонны к попаданию в группы риска, где процветает наркомания. Необходимо научное изучение социально-психологических перспектив каждого наркомана не только для определения вида его лечения, но и для социальной адаптации. Необходимо исследуя причины развития наркомании, выявить характеристики групп риска, найти условия установления с ними эффективных контактов.
К сожалению, предотвратить первичное употребление («пробу») наркотических веществ практически невозможно, можно лишь направить ребёнка в благоприятное для него русло жизнедеятельности.
|