MENU

09:15
Родителям об учебной мотивации

Неуспешная учебная деятельность ребенка в 80% случаев имеет такую причину как – негативная мотивация или вовсе отсутствие мотивации к учебе. Конечно, здесь не имеется ввиду: во-первых, дети не готовые к школьному обучению, и, во-вторых, дети, имеющие особенности в своем развитии, которые влияют на обучение.

Мотивация учебной деятельности – это интересы, стремления, желания ребенка что-либо делать, достигать, двигаться вперед.

Различают внутреннюю (само мотивация) и внешнюю мотивацию.

Внутренняя мотивация – это интерес ребенка, его любознательность, формируется в дошкольном возрасте, зависит от общения со взрослыми (с родителями). Таким детям интересно узнавать новое, осваивать и овладевать новыми навыками.

Развитая в дошкольный период любознательность, не всегда является залогом успешного обучения. Проблема детей младшего школьного возраста в том, что они не умеют себя мотивировать. Младший школьник нуждается в мотивации из вне. Источниками мотивации являются родители, но в большей степени учитель. Учитель – это центральная фигура и беспрекословный авторитет для младшего школьника.

Таким образом, для младшего школьника важна комплексная мотивация: любознательность (внутренняя мотивация) в сочетании с внешней мотивацией.

Выделяют несколько внешних мотивов в младшем школьном возрасте, среди них есть как положительно влияющие на развитие личности, так и оказывающие отрицательное влияние.

Как правило, один из ниже перечисленных видов мотивации является для ребенка ведущим, важно наблюдать за детьми для выявления ведущего мотива. В обучении стоит ориентироваться на ведущий мотив каждого конкретного ребенка.

Мотив «получить похвалу» - направлен на реализацию ребенком потребности в признании, впоследствии трансформируется в мотив получить «хорошую оценку». Формируется в 1-2 классе. В 4-5 классе ведущая позиция этого мотива должна угасать, в противном случае ребенок вырастет зависимым от оценки других, будет стремиться к удовлетворению потребностей других людей, минуя свои.
Важно, чтобы мотивация «получить похвалу» переросла в мотивацию «достижения успеха», где у ребенка появляется желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат (в отличии от высокой оценки, похвалы). Такая мотивация ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий, независимо от внешней оценки, что в результате способствует формированию саморегуляции.

Мотив «почувствовать гордость и эмоциональное удовлетворение за выполненное дело, задание». Эмоциональное удовлетворение от выполненной работы, дает позитивный настрой, силы для дальнейшего развития. Ребенок может ждать похвалы от взрослых, но это не является главным. Главное этого мотива в гордости за выполненное. В данном виде мотивации лежат мотивы самосовершенствования личности ребенка.
Если ребенок начинает попросту радоваться тому, что он выучил, узнал что-то новое, научился решать задачу определенного типа, у него развивается мотивация адекватная учебной деятельности. Это положительный мотив, который может сохраняться и благоприятно влиять на развитие личности ребенка.

Мотив «получить привилегии и бонусы» за хорошую работу. При ведущем положении данного мотива к учебе, появляется ситуация «ты мне – я тебе». Возникает отношение зависимости ребенка от вознаграждения. У ребенка формируется представление о том, что родители должны «оплачивать» хорошую учебу. Ребенок начинает думать, что безвозмездно ничего делать не стоит, формируется эгоистичная личность. При всем этом своей ответственности ребенок не признает и живет по принципу - «Родители должны, родители обязаны».
Мотив «порадовать родителей» Возникает в семье, где доверительные, открытые отношения. У родителей нет необходимости заставлять ребенка что-либо делать – он сам охотно предлагает свою помощь, а также учится. Основным мотивом в учебе служит договоренность с родителями.
Мотив «избегания неудачи» - ребенок находится в постоянном напряжении, он тревожен, испытывает страх. В дальнейшем у такого ребенка развивается невроз. В подростковом возрасте ситуация напряжения сменяется и выплескивается в виде бунта, протеста, такой ребенок может уходить из дома.
«Компенсаторная мотивация» - это побочные по отно­шению к учебной деятельности мотивы, позволяющие ут­вердиться в другой области — например: в занятиях спортом, музы­кой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не ста­новится источником тяжелых переживаний ребенка.
Итак, практически все дети приходят в школу с жела­нием хорошо учиться. В процессе обучения у них формиру­ются различные учебные мотивы, у каждого складывается своя особая мотивационная система. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, отрицательное отношение складывается у хро­нически неуспевающих учеников. Низкая успеваемость по основным предметам или цепь учебных неудач могут вызвать у некоторых из них крайне тяжелые переживания, и даже невротические реакции.

Источник: https://rid-omsk.irooo.ru/

Просмотров: 25 | Добавил: rud19881145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz