Не секрет, что подростковый возраст — время поиска себя и своей «стаи». Дружба в этот период становится опорой, отработкой социальных навыков и источником бесценного опыта. Но иногда вместо надежной гавани подросток попадает в эмоциональный водоворот токсичных отношений, и разорвать эту связь без помощи взрослых ему часто не под силу.
Токсичная дружба — не просто «плохая компания», а систематическое эмоциональное насилие и манипуляция под маской привязанности. В отличие от временных ссор или разногласий, это – устойчивое разрушительное поведение, когда один подросток (или группа) доминирует, контролирует и подавляет другого.
Проблема токсичной дружбы возникает чаще, чем принято считать. Манипуляции друга создают иллюзию взаимности и заботы, хотя на самом деле контролируют и подавляют волю партнёра. Часто дети воспринимают такое обращение как признак истинной дружбы и искренне верят, что обязаны поддерживать подобные отношения любой ценой. В результате формируется зависимость, приводящая к депрессии, тревоге и нежелательному поведению.
Кроме того, токсичная дружба нарушает нормальное развитие социальной компетенции подростка. Когда друзья контролируются или ограничиваются в выборе круга общения, они теряют возможность приобрести важные социальные навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе.
Стратегия помощи ребенку
Фундамент. Сохраняйте и укрепляйте доверительный контакт.
Слушайте без осуждения и критики. Создайте безопасное пространство для разговора. Откажитесь от фраз: «Я же предупреждал!», «Сам(а) виноват(а)!», «Хватит ныть!». Вместо этого: «Мне жаль, что тебе так тяжело», «Вижу, как ты страдаешь», «Расскажи больше, я постараюсь помочь», «Это действительно сложная ситуация».
Признавайте его чувства. Подтверждайте, что его переживания реальны и имеют право на существование: «Да, это звучит ужасно», «Я понимаю, почему ты чувствуешь вину/страх/злость», «Твои чувства абсолютно нормальны в такой ситуации».
Делитесь своим (осторожно!) опытом. Расскажите (без нравоучений) о своих сложностях в дружбе или отношениях в молодости, о том, как вы справлялись, какие чувства испытывали. Это снижает ощущение уникальности проблемы и стыда.
|